Колосс Петербуржский или "Морские ворота Санкт-Петербурга"

Пожалуй нет такого человека, который бы не слышал об античных семи чудесах света.
Двое из них — Фаросский маяк и Колосс Родосский были связаны с морем, поэтому не удивительно, что в Петербурге — морской столице России, неоднократно предпринимались попытки создать отечественный аналог этих архитектурных шедевров.

Так впервые превзойти античность попытался еще Петр I: Гигантский маяк планировали возвести над Морским каналом.
Вот как описывает этот проект голштинский посланник Бассевич:
«Там, где канал этот входит в гавань, предполагалось устройство с одного берега на другой такой арки, чрез которую мог бы проходить самый большой военный корабль, идущий на всех парусах, и которая поддерживала бы маяк настолько высокий, чтоб огни его видны были на другом берегу Финского залива, и с пирамидальною вершиною, украшенною императорской короной как указанием на название города. За исключением материала, который должен был состоять из тесаного камня, Кронштадт соединял бы в себе все, чему дивились в древности на Родосе и Фаросе.»

Проект маяка был составлен архитекторами Н. Микетти и Ф. Браунштейном. В наши дни мы можем судить о нем по архитектурной модели, хранящейся в Центральном Военно-Морском музее.


Строительство началось в 1722 году с возведения подводного фундамента башни. Уверенность в реализации этого проекта была столь велика, что Браунштейн запечатлел еще не построенный маяк на рисунке, изображающем кронштадтскую гавань.
Но вскоре работы остановились (то ли император охладел к этой затее, то ли не хватило средств в казне).
Окончательную точку на этом проекте поставили через 10 лет после начала строительства. 17 апреля 1732 года Морская комиссия представила свой доклад императрице Анне Иоанновне:
«…положено было сделать на канале башню и под нею шлюз, и понеже по представлениям и по поданным в комиссию ведомостям явилось, что стены под оною сделаны нехорошего мастерства и весьма ненадежнаго, что по качеству величины той башни содержать не могут, и ежели старыя разбирать, а иныя делать, то от того и канал весьма повредится мог и к починке оного вновь немалые иждивения потребны будут, а оная башня едино только для красоты служить имеет, то ради комиссия оную ныне вдруг построить не за нужно признавает…».

Новая попытка посрамить античные чудеса была предпринята уже при советской власти. 8 декабря 1931 года газета «Правда» объявила:
«В Ленинградском торговом порту создан комитет по сооружению памятника Ленину. Этот памятник, по предварительно выработанному проекту, должен явиться первым по величине во всем мире. Высота памятника, который одновременно будет служить маяком — 120 метров. Организованы 4 бригады во главе с известными ленинградскими скульпторами, которые разрабатывают проект будущего памятника. Кроме того, созданы две бригады из московских скульпторов во главе с Андреевым и Меркуловым. Памятник будет поставлен на раздвижной дамбе. В связи с этим, поставлен вопрос о переименовании Морского канала в канал им. Ленина. В порту развернулась широкая кампания по сбору средств в фонд постройки памятника...».
ЛЕНИНГРАД, 6 декабря. (Наш корреспондент).

На разработку проекта памятника был объявлен открытый конкурс, однако удовлетворительного результата он не дал.
Архитектор В. С. Рожновский:



Поэтому следующий тур конкурса, который проводился в 1933 году, был уже закрытым. Принять в нем участие пригласили ведущих архитекторов СССР. Итоги конкурса были подведены в 1934 году, но и они не удовлетворили заказчиков. Потребовался третий тур, участвовать в котором были приглашены четыре архитектора:
В. А. Щуко (автор библиотеки имени Ленина в Москве и пропилеев перед Смольным),
Л. В. Руднев (автор мемориала на Марсовом поле и здания МГУ на Ленинских горах),
И. Г. Лангбард (создатель Дома Правительства, зданий Белорусского театра оперы и балета и Академии Наук БССР в Минске),
Н. А. Троцкий (он построил Дом Советов на Московской площади и ДК имени Кирова).

Архитектор И. Г. Лангбард:


Именно Троцкий, в команде со своим постоянным соавтором, скульптором Н. В. Томским и стали в 1937 году победителями конкурса, создав динамичную композицию, напоминающую несущийся вперед корабль.


Однако, к реализации проекта так и не приступили. Все средства в СССР были брошены на оборону и на подобные помпезные сооружения денег явно не хватало.
Впрочем, отказались от идеи памятника-маяка далеко не сразу. В архивах музея истории Санкт-Петербурга хранятся проекты архитекторов В. В. Федотова


и всё того же И. Г. Лангбарда, датированные 1942-1943 годами.




Вероятно подобный проект рассматривался одновременно в качестве памятника героям Великой Отечественной войны. Но в послевоенные годы шансов на его реализацию было, разумеется, еще меньше.

В 1991 году в России в очередной раз поменялась власть, сменились ориентиры, но сейчас, как и столетия назад мы можем наблюдать очередную попытку реализации проекта «Колосс Петербуржский».
Так летом 2009 года Градостроительный совет Петербурга одобрил проект под названием «Морские ворота Санкт-Петербурга», центром которой является гигантская статуя Андрея Первозванного.

Авторы нового колосса скульпторы Альберт Чаркин, архитекторы Александр Сайков и Вадим Медников предложили установить 65-метровую статую на пирамидальном постаменте, внутри которого разместится Музей Военно-Морского флота. Общая высота сооружения достигнет 100 метров.

Трудно сказать, будет ли этот проект реализован, или от него, как и от его предшественников останутся лишь чертежи и архитектурные модели.
Однако эти попытки создать истинное Чудо, сродни Петербургу — городу, родившемуся благодаря страстному желанию великого Императора видеть на берегах Невы свой «парадиз».

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.