Выставка в ДК Газа (Газа-Невская культура)
«Те, кто на ухо не глухи,
Слу-у-шай
городские слухи!
По городу ходит:
В Д.К. ГАЗА –
а-ван-гар-дис-ты!
О-фи-ци-аль-но!
Всего на четыре дня!!!»
Выставка, прошедшая с 22 по 24 декабря 1974 года в ДК имени Газа и в самом деле была настоящей сенсацией. Конечно, выставки неофициальных художников случались в Ленинграде и ранее. Так, в 1964 году в Эрмитаже прошла «Выставка художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа» (выставка была открыта 30-31 марта, а уже 1 апреля закрылась, директор Эрмитажа М. И. Артамонов при этом лишился своей должности). В 1968-1969 годах три небольших выставки прошли в ДК имени Козицкого. Однако, все они были невелики по размеру и позиционировались как выставки художников-любителей. А в выставке, которая открылась в ДК имени Газа, приняло участие 52 художника. Событие такого масштаба в Ленинграде происходило впервые за долгие годы. Поэтому нет ничего удивительного в том ажиотаже, который поднялся вокруг ДК «Газа». К открытию выставки около Дома Культуры выросла гигантская очередь на вход.
Пришёл спозаранок.
Народу – тьма.
Милиции – рота, не меньше.
Не встать в хвосте
хватило ума.
К голове притыкаюсь, не мешкая.
В чем же причина того, что власти неожиданно разрешили подобное мероприятие? Не в последнюю очередь это — заслуга самих художников. Количество неформальных художников постепенно возрастало, и одновременно возрастала их решимость пробиться к зрителям. 15 сентября 1974 года московские художники попытались провести выставку на открытом воздухе в лесопарке Беляево. Через полчаса после начала выставка была снесена бульдозерами, войдя в историю русского искусства как «Бульдозерная выставка». Эта, казалось бы, безоговорочная победа властей, на деле оказалась их поражением. Разгром выставки получил международный резонанс, и властям пришлось пойти на уступки. Через две недели была проведена выставка на открытом воздухе в Измайлово.
Ослаблением контроля воспользовались и ленинградцы. Группа неофициальных художников, возглавляемая Юрием Жарких, обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. После переговоров удалось согласовать условия выставки: Управление культуры Ленгорисполкома предоставляло помещение во ДК имени Газа (аренда помещения — за государственный счет), само оформление выставки проходило за счет участников (художники скинулись по пять рублей), вход бесплатный. В типографии Кировского завода было отпечатано 500 пригласительных билетов. Долгие дискуссии шли вокруг названия выставки. Власти требовали, чтобы в названии присутствовало выражение «выставка самодеятельных художников», художники категорически отказывались. В итоге зрителей приглашали просто на «выставку произведений живописи, скульптуры и графики».
Читать дальше →
Слу-у-шай
городские слухи!
По городу ходит:
В Д.К. ГАЗА –
а-ван-гар-дис-ты!
О-фи-ци-аль-но!
Всего на четыре дня!!!»
Выставка, прошедшая с 22 по 24 декабря 1974 года в ДК имени Газа и в самом деле была настоящей сенсацией. Конечно, выставки неофициальных художников случались в Ленинграде и ранее. Так, в 1964 году в Эрмитаже прошла «Выставка художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа» (выставка была открыта 30-31 марта, а уже 1 апреля закрылась, директор Эрмитажа М. И. Артамонов при этом лишился своей должности). В 1968-1969 годах три небольших выставки прошли в ДК имени Козицкого. Однако, все они были невелики по размеру и позиционировались как выставки художников-любителей. А в выставке, которая открылась в ДК имени Газа, приняло участие 52 художника. Событие такого масштаба в Ленинграде происходило впервые за долгие годы. Поэтому нет ничего удивительного в том ажиотаже, который поднялся вокруг ДК «Газа». К открытию выставки около Дома Культуры выросла гигантская очередь на вход.
Пришёл спозаранок.
Народу – тьма.
Милиции – рота, не меньше.
Не встать в хвосте
хватило ума.
К голове притыкаюсь, не мешкая.
В чем же причина того, что власти неожиданно разрешили подобное мероприятие? Не в последнюю очередь это — заслуга самих художников. Количество неформальных художников постепенно возрастало, и одновременно возрастала их решимость пробиться к зрителям. 15 сентября 1974 года московские художники попытались провести выставку на открытом воздухе в лесопарке Беляево. Через полчаса после начала выставка была снесена бульдозерами, войдя в историю русского искусства как «Бульдозерная выставка». Эта, казалось бы, безоговорочная победа властей, на деле оказалась их поражением. Разгром выставки получил международный резонанс, и властям пришлось пойти на уступки. Через две недели была проведена выставка на открытом воздухе в Измайлово.
Ослаблением контроля воспользовались и ленинградцы. Группа неофициальных художников, возглавляемая Юрием Жарких, обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. После переговоров удалось согласовать условия выставки: Управление культуры Ленгорисполкома предоставляло помещение во ДК имени Газа (аренда помещения — за государственный счет), само оформление выставки проходило за счет участников (художники скинулись по пять рублей), вход бесплатный. В типографии Кировского завода было отпечатано 500 пригласительных билетов. Долгие дискуссии шли вокруг названия выставки. Власти требовали, чтобы в названии присутствовало выражение «выставка самодеятельных художников», художники категорически отказывались. В итоге зрителей приглашали просто на «выставку произведений живописи, скульптуры и графики».
Читать дальше →