Кафе клуб Сайгон

Любая культура создается в непрерывном общении ее создателей. Поэтому в историю культуры входят не только имена творцов и названия художественных произведений, но и названия мест, служивших клубами.
С пушкинской эпохой ассоциируется кондитерская Вольфа и Беранже, а все, кого интересует Серебряный век, знают о кабаре «Бродячая собака». В этом почетном ряду достойное место занимает безымянная кофейня, открывшаяся 1 сентября 1964 года в доме на углу Невского и Владимирского проспектов, известная ныне под именем "Сайгон".

Черный кофе в СССР долгое время был напитком аристократическим. Это был не чай, который разливали из гигантских самоваров, параллельно доливая в них воду из ведра. Напротив, очень долгое время кофе варили в маленьких кофейниках, а потому и подавали его в ресторанах и редких кафе, где стоил он весьма недешево (вспомним, как отважный Шарапов в «Место встречи изменить нельзя» пьет в ресторане маленькую чашечку кофе на выданные сто рублей). Но в начале 60-х годов в «Городе трех революций» произошла четвертая революция — кофейная. В Ленинград появились кофе-машины, которые и превратили кофе в напиток для всех.
В 1964 году пять венгерских эспрессо-машин «Омния Люкс» въехали в помещение бывшего табачного магазина на первом этаже дома по адресу Невский проспект, 49. Поскольку названия новоиспеченному кафе не полагалось (его заменял номер), ленинградцы принялись придумывать название сами. Сперва кафе звали «Подмосковье», так как находилось оно под рестораном «Москва». Потом, когда один из завсегдатаев кафе, художник Евгений Михнов расписал стены большими петухами «в народном духе», кафе стали звать «Петушки». И наконец, через некоторое время возник окончательный вариант названия, успешно вытеснивший все остальные — "Сайгон". Название столицы Южного Вьетнама в те годы было у всех на слуху, но кто первым произнес это имя — неизвестно. Есть легенда, что автором названия стали не завсегдатаи кафе, а милиционер, громогласно объявивший: «Что вы тут курите? Безобразие! Какой-то Сайгон устроили». Так или иначе, но название прижилось и даже вошло в историю.
Новое кафе стало популярным у жителей города, а вскоре его превратили в свой клуб многочисленные деятели советского андеграунда. Сперва это были поэты и художники, к которым позднее присоединились и многочисленные рок-музыканты (благо до «Рок-Клуба», располагавшегося на соседней улице Рубинштейна, было рукой подать). Так что среди неформалов о старом знакомом вполне могли сказать: «Мы с ним на одном подоконнике в Сайгоне сидели».
Можно увидеть меня быстро идущим проспектом
Рот мой брезгливо надут в глазах социальная грусть
Я направляюсь в кафе похмельным синдромом объятый
Стоя как лошадь в углу кофе с приятелем пить
Евгений Вензель

В начале 80х одну мою приятельницу понесло под Сайгон. А её родители — творческая интеллигенция, знакомства, соответственно, достаточно разнообразные. И вот в процессе выяснения того, что, собственно, с чадом происходит, обратились они к Н. Васину. Видимо, как к эксперту по всяким неординарным проявлениям. Коля озабоченных родителей выслушал, уточняющие вопросы задал о внешнем виде и базовых установках доченьки, а потом и говорит.
-Ну, она у вас хиппи. Ничего страшного. Богоискательство, наркотики, свободная любовь…
ki2ty

(9 мая 1988г)

О том, что представлял из себя Сайгон, пусть расскажут его завсегдатаи:
Дмитрий Шагин, художник, член арт-группы «Митьки»: «У самого входа был небольшой барчик с коньячком и столики со стульями. Место это было элитное и напоминало подпольный книжный магазин. Там-то и собиралась солидная публика — поэты. Я сразу проходил дальше, где была молодежь, серые круглые стойки, широкие подоконники и пластинки „из-под полы“. Люди были с хайратниками, с холщовыми сумками с Демисом Руссосом и почти все — с флейтами. Стояли в очереди к Стелле, она лучше всех заваривала кофе. Здесь публика была очень разношерстная: хиппи стреляли на кофе — »аскали на прайс". В 80-х рядом обосновался рок-клуб — и в «Сайгоне» появились панки в своих забавных прикидах. Периодически были и драки — панков с гопниками. В одну из переделок «Сайгона» в конце зала появилось зеркало во всю стену. Все заговорили, что за этим зеркалом сидят кагэбэшники: всех снимают и все записывают"

Борис Гребенщиков, рок-музыкант, лидер группы «Аквариум»: «Сайгон был разным в разное время суток. Отчетливое утро — либо случайные посетители, либо такие люди, как я — с дикого похмелья, но никогда не похмеляющиеся, заходили просто кофе выпить. Это был один Сайгон, он еще был прибран, тихое место, можно было встретить знакомого.
Сайгон после 12. С середины 70-х годов он заполнялся книжными спекулянтами, которые скромно завтракали, по моим подсчетам, на треху, съедая два бутерброда с красной икрой, еще с чем-нибудь, пирожное добавляли, запивали чашкой кофе или даже брали еще стакан сока. Они делали перерыв между 12 и часом, а потом снова уходили стоять около Старой книги.
Потом воленс-ноленс Сайгон наполнялся мимоидущей публикой, которая там, натурально, пила кофе, часов до четырех. Потом был санитарный перерыв. Самый бедлам начинался после пяти, когда на фоне обыденной и случайной публики появлялись так называемые завсегдатаи. Фактически там было две толпы — пришлых и местных. Причем местные считали, что, употребляя здесь кофе каждый день, они имеют право получить его без очереди, и хотели это право использовать, чем, естественно, вызывали возмущение у публики. Возникали небольшие перебранки, которые кончались ничем».

Сайгон пережил несколько периодов. До середины 70-х годов наиболее значимой для заведения была компания поэтов, познакомившихся в литературном клубе Дерзание при Дворце пионеров. Это были Евгений Вензель, Виктор Топоров и ставший позже теаральным режиссером Николая Беляк. К ним примыкали ученики этих трех сайгонских гуру — Геннадий Григорьев, Николай Голь, Лев Лурье, Елена Здравомыслова. Кроме этого, в Сайгоне постоянно бывал бет пуар тогдашнего литературного Лениграда — покоритель женских сердец Виктор Ширали, из Царского Села приезжал Борис Куприянов, постоянно присутствовал в Сайгоне Петр Брандт. Все они, кроме Виктора Топорова, который вскоре стал профессиональным переводчиком, не печатались.

Сайгон заменял неофициальным поэтам, поздним петербуржцам, как их позже назвал Топоров, и ресторан ЦДЛ, и концертную площадку. Здесь стихи читались, обсуждались, им выносился честный приговор.
источник
Советская власть обитателей Сайгона не жаловала. Как говорил в интервью начальник ленинградского угрозыска: «Сайгон» (кафе от ресторана «Москва») сейчас стал центром притяжения наших доморощенных «хиппи», панков и прочей плесени". Как вспоминал рок-музыкант Олег Гаркуша (лидер рок-группы «Аукцион»), милиционеры «всегда находились около „Сайгона“, чтобы забирать тех, кто „не соответствовал“.

Гребень на голове, остроносые ботинки, обрезанный галстук, черные очки — все это считалось неопрятным. Особенно старался оперотряд, набранный из комсомольцев и студентов. Бывало, что меня для выяснения личности забирали по три раза в день». Однако, закрывать Сайгон власти тоже не спешили, резонно предполагая, что пусть лучше все «антисоветчики» собираются в одном месте. Так что погиб Сайгон практически одновременно с СССР (так же, как и большая часть советского андеграунда). В 1989 году кафе сменил магазин итальянской сантехники и все попытки возродить Сайгон заново окончились ничем (точнее сказать, мемориальной доской, которая висит сейчас в баре гостиницы Radisson SAS Royal hotel). Что же осталось от Сайгона? Не так уж и мало — память, легенда и много-много песен, сочиненных его завсегдатаями.

Сергей.

12 комментариев

avatar
На самом деле в Сайгоне собирались педарасты, наркоманы и стукачи. Совсем немного псевдо иузыкантов и художников с поэтами. Более солидные пили в первом зале коньяк, а другая шантропа пила кофе. Собирались там бездельники и тунеядцы в основном. Очень много фарцовщиков и торговцев наркотой. Кодеин и гашиш. Раньше травы не было. Был пластилин и оковалки. Фарцовщики и наркоманы привлекали внимание УВД. Поэтому для профилактики некотрых и задерживали. Стучали друг на друга очень регулярно. Иногда устраивались драки. Центровые, это те, кто в Сайгоне ошивался, и октябрьские, с Октябрьского района. Самая в то время крутая гостинница Астория и Англитер (Астория корбус Б). Обычно это были фарцовщики и педарасты. Так было в конце шестидесятых, начале семидесятых. И в самом начале место было тнесколько другое. Тот же ресторан, но вход с Невского, а не с угла, как стало потом, и на лево. Там был маленьктй буфет.
А я обычно ходил в буфет Англетера. Того, старого, который не снесли. Кофе там был отменный и никаких щербатых чашек и аллюминиевых грязных ложек. И толпы этой мерзкой не было. А Гаркуша в то время ещё и не родился. И вранья в этом оусе 90 процентов.
avatar
Иван, когда автор писал эту заметку, целенаправленно искались люди, в жизни которых был сайгон.
Но! бОльшая часть постоянной аудитории Сайгона оказалась способна только наводить туману вокруг столь элитной тусовки, по сути никто из опрошенных высказаться не согласился.
Ваш комментарий очень ценен в этом плане, но это — комментарий.
Если Вы не против писать заметки подобного плана, которые, не сомневаюсь, у Вас должны получаться толковыми, то с удовольствием готов обсудить с Вами варианты совместной работы.
Зарегистрируйтесь, пожалуйста, это не сложно.
комментарий был удален
avatar
ой, а 4-я фотография в лучшем разрешении у Вас есть? там один важный для меня человечек, ныне не живущий.
avatar
Данной фотографии в более высоком разрешении найти не удалось.
Автором снимка числится Сергей Семенов, больше не подскажу
avatar
Whoever that dude Ivan is "фарцовщик или педeраст" wtf does he know about 'Saigon" if ur waisted ur ass at "Angleter"? I don't know the author,but I can confirm every word and name,fo5r,I was there...with my close friend "бет пуар тогдашнего литературного Лениграда — покоритель женских сердец Виктор Ширали," every freaking day!!!
avatar
А я ведь там кофе пил..!!!! Кстати особо культовым местом и не считал..
avatar
Здравствуйте все ,кто меня читает ! Мне уже 43 ,время бежит конечно ,куда и для чего ..,а просто ,время это перелётная птица и порой ты слышишь только её крики ,в стае других птиц пролетевших куда то над головой твоей молодости ... Я помню ещё те времена ,до кассетных магнитофонов "Романтик",когда придти в гости с "настоящей" пластинкой "АBBA" - "польского производства считалось уровнем высокого полёта и не дарить её ,поймите,а слушать ,просто мы все в СССР любили слушать музыку ,именно слушать её ,а не воспринимать ,как какой то фон ... Ещё ,до Армии - в 1984, первый раз в "Сайгон" меня привёл ,мой приятель ,он жил тогда на ул.Марата ,парень очень радикального ума любитель кроссовок "Динамо" и зауженных брюк ,причём ,он ушивал их сам ,вручную (тогда так было модно) ...Мы бывали там ,до армии
раз тридцать -сорок ,в основном с целью знакомства с молодыми девушками ,которых там летом ,вечерами было в изобилии и знакомства ,там завязывались легко ,мы общались про музыку ,говорили и про моду:) ,да вообще обо всём ,часто наши знакомства перетекали в покупку плитки шоколада и бутылки вина или пару шампанского ,что мы и выпивали все вместе на набережной Невы или во дворе любого дома на скамейке ,что было доступно и даже считалось культурным :) Мой "Сайгон" -это прежде всего атмосфера,атмосфера "разряженности" времени ,при всёй своей неформальности многих его обитателей.
Та система могла позволить иметь настоящих неформалов по жизни ,сейчас это всё уже не то и не те ,нет той сплочённости и общности людей ,нет новизны взглядов ,нет возможности диалога на равных, с равным ,нет пытливости , нет широты и смелости мысли ..,люди перестали по настоящему интересовать друг друга ..."Сайгон " - это дух времени , эмблема неформального Питера времён СССР ,остров свободы и братства .любви и романтики...
avatar
забила свой ник в поисковик и аж на четырёх ресурсах нашла эту статью. В которой фигурирует левой ногой как попало без редактуры написанный давний пост из моего блога. Смущена, право. Сергей, каким образом Вы статью составляли? Тоже при помощи поисковика и ключевого слова "Сайгон"?
  • guest
  • 0
avatar
www.zachaem.ru/blog/spb_stories/249.html#comment224

P.S. Опубликуйте, пожалуйста, первоисточник за Вашим авторством — поставлю в ссылку.
avatar
Пришелец, а до Невы то там почти 2 километра!
avatar
каждый помнит свой Сайгон)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.